Можно представить, что через пару десятков лет, чип, встроенный в голову человека, будет регулировать его повседневную жизнь, подавая сигналы об эмоциях, потребностях и желаниях своего владельца… и корректируя их, согласно возможностям человека. Но, пока до этого далеко. И не потому, что это невозможно – просто дорого. Не потому, что технически сложно, а потому, что люди разные, и калибровка прибора, настройка на конкретного человека, не окупает себя. Настолько ли мы разные? Давайте вспомним, что мы знаем про наш мозг.
Две группы нейробиологов из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Массачусетского госпиталя впервые имплантировали в мозг человека нейроимплант, генерирующий электромагнитные волны и таким образом регулирующий поведение и ощущения.
Исследования проводятся под общим руководством Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA).
Аппарат сканирует электромагнитное поле мозга, анализирует его, выделяет характерные паттерны и генерирует электромагнитные колебания таким образом, чтобы импланта создавала колебания с заданными характеристиками. Устройство имеет обратную связь и будет генерировать собственные колебания только тогда, когда это необходимо. Предполагается, что нейроимплант можно использовать в рамках проекта по управлению настроением, в частности для терапии депрессии. Доклад о экспериментах был сделан на ежегодной конференции Нейробиологического общества США в Вашингтоне.https://www.nature.com/.../ai-controlled-brain-implants...
Упрощенно, взяв за основу модель эмоций и поступков человека, поскольку процесс мышления состоит из трех частей: когнитивная(мыслительная), аффективная(эмоциональная) и конативная(собственно, действие, побуждение тела к какому либо акту деятельности). Каждый раз, когда происходит изменение эмоционального состояния, память запоминает ситуацию, в которой мы находимся, из каких элементов она складывается, какие действия мы совершаем и к какому изменению эмоций это соответствует. То есть, роль эмоций - не толкнуть нас на действие, а оценить уже свершенное и позволить сформировать воспоминание.
Когда мы сталкиваемся с чем-то знакомым, все элементы памяти, которые узнали происходящее, начинают «толкать» нас на поступки, которые они запомнили, если этим воспоминаниям соответствовало положительное изменение эмоций и «тормозить» от поступков, которым соответствовало отрицательное изменение эмоций. Чем сильнее была эмоция и свежее воспоминание, тем сильнее будет вклад воспоминания.
Поступок, который мы в итоге совершим, мы совершим под действием памяти, совершим подсознательно. Осознаем же мы эмоцию, которая будет в этот момент, а также сам совершенный поступок. И многие все еще подумают, что это эмоция вызвала это действие.
Память мозга - это не структура, которая не только хранит информацию, но и оперирует с нею, отражает картину окружающего мира, запоминает, моделирует, управляет поведением.
На основе этой модели группы ученых из разных стран создают Искусственный Интеллект, пресловутый ИИ. Но, даже если он будет создан, у человека перед ним есть огромное преимущество: мозг человека очень энергоэкономичен. Большинство процессов мы не «думаем», большинство наших действий происходит в бессознательном: мы не думаем как ходим, практически не думаем, когда чистим зубы, идем привычной дорогой на работу, заполняем корзинку в супермаркете. Это не вызывает у нас ни сильных эмоций, ни большой умственной деятельности. Но, когда она, эта деятельность, происходит, энергозатраты мозга резко возрастают: за время шахматного поединка гроссмейстеры теряют вес до 2-3 кг… Это происходит при принятии большей части решений, в которой задействован именно разум (когнитивная составляющая).
Это происходит у всех людей? У большинства.
Есть такое понятие - «Кривая нормального распределения Гаусса». Она относится ко всем массивам данных на Земле, в том числе и к людям.
Мы с вами не гении и сумасшедшие, мы находимся в центральной части. Она может быть шире и уже, в зависимости от того, что мы договариваемся считать нормой. Давайте условимся, что «норма» - это приблизительно 80%. Среднестатистические граждане. Среднестатистические покупатели. Все модели, которые были, будут и которые есть сейчас, строятся именно на эмоциях, мышлении и деятельности именно этого большинства. Расширение массива «большинства» приводит к усложнению модели, становится громоздким и плохо применимым.
У большинства, значимого большинства мозг работает именно так. Но – у каждого человека есть свои особенности. Темперамент, например. По сути это выраженность силы и скорости возбуждения и торможения, которые являются врожденным свойством человека. Кому-то повезло, и из-за плотности белого вещества, либо хорошо работающего нейромедиатора дофамина он социально активен, успешен и мотивирован; кому-то повезло меньше, и не правильно работающие ингибиторы обратного захвата дофамина делают его либо шизофреником, либо социально неактивным, неуспешным. Необходим баланс, все по «кривой Гаусса».
Есть, кроме темперамента, еще экстраверсия, интроверсия, конформизм и нонконформизм – множество параметров, которые могут быть и врожденными и приобретенными. Более того, после сильного стресса, травмы и даже смены окружения, часть этих параметров может меняться. Это делает бессмысленным сбор и анализ личных данных, так называемую Биг-дату личных данных, если она была собрана до важного, стрессового события в жизни человека.
Выходит, Биг-дата не нужна?
Нужна, но она должна быть актуальна. За несколько лет у человека может произойти свадьба, развод, переезд в другой город и смерть любимой кошки. Это отразиться на его личностных качествах. Даже смена диеты окажет влияние на мозг человека, на скорость передачи сигналов в головном мозге, на плотности серого и белого вещества и так далее. И из-за этого у него изменятся реакции.Важные факторы – гендерный и возрастной. Мозг мужчин и женщин очень похож. Но вот передача данных по каналам из правого и левого полушария у женщин лучше. Это объясняет некоторые особенности их мышления, в частности, многозадачность. Но есть одно «НО». Некоторые исследователи отметили, что за последнее время канал, связывающий полушария, стал больше, и информации по нему, соответственно передается больше. И это происходит и у мужчин, и у женщин, главным образом, тех поколений, которые пользуются благами «цифрового века».
Возрастной фактор
Понятие «поколений» имеет важную характеристику: бессознательные образы, присущие именно этому поколению. Большинство ответов на вопрос «Кто такой Бетховен?» у пожилых людей будет: «композитор», у молодежи: «собака». Социальное влияние, то, что мы видим, слышим и то, что нас окружает, влияет на образы, эмоции и в конечном итоге, на выбор при принятии решений.
Может показаться, что приставка «нейро» к маркетингу лишняя? Маркетологи давно и успешно пользуются понятием «Целевая аудитория», без лишних знаний о работе головного мозга.Разумеется, и дробовик оружие. Если под рукой нет снайперской винтовки, и если у вашей цели нет прочной «шкуры» брони, которая выращена в ответ на выстрелы дробовика. Покупатель, пользователь за свою жизнь ощущал на себе не мало таких «выстрелов» из рекламных сообщений. На некоторые из них он уже не реагирует. Вот тут и необходим нейромаркетинг.
Приведём пример.
Во время недавнего исследования у нас в "Лаборатории мозга" были опрошены более ста человек, жители Российской Федерации, возрастом от 22 до 65 лет.
Сорок процентов из них женщины. Один из вопросов, на который они отвечали, звучал так: «Одной из целей посещения игрового заведения у вас является шанс познакомится и провести ночь с приятным Вам партнёром. Так ли это?»
Восемьдесят процентов мужчин и женщин ответили «нет». Вот только во время эксперимента к ним был подключен датчик, регистрирующий их нейрореакции.
Данные мужчин нас удивили – они говорили правду, повышенная мозговая и вегетативная реакция была только у 8% респондентов.
Но больше всего удивили женщины. Графики 90% опрошенных респондентов просто зашкаливали. Они действительно шли в игровой клуб именно за этим. Причем, возраст (а примерно половина опрошенных была старше сорока лет) не имел никакого значения.
Кто-то из читающих эту статью скажет: «Я это предполагал, так и должно быть». Что же, бывает и такое.
Как-то раз мы демонстрировали совершенно удивительные результаты отчета группе заказчиков. Результаты, повторюсь, были неожиданные даже для исследователей. Топ-менеджеры заказчика были несколько озадачены теми данными, что мы продемонстрировали. Все, кроме владельца бизнеса. В начале презентации отчета он быстро набросал что-то на салфетке, аккуратно сложил и дождался окончания презентации. По окончании он развернул салфетку и показал нам свои наброски. Там записаны были практически точные результаты нашей работы.
Этот человек уникален – он входит не только в списки богатейших людей России, но и в «хвостик» кривой Гаусса – таких аналитиков единицы.
Для них, вероятно, нейромаркетинг будет служить только подтверждением точности их расчетов.
Для всех остальных это хороший помощник в их нелёгкой креативной работе. Помощник, позволяющий заранее предсказать реакцию покупателей, не выкидывая большие средства на проверку вариантов, которые заранее обречены на успех у очень маленького сегмента целевой аудитории.
Почему так происходит, что с этим делать и как мы это сделали – расскажем в следующей статье.
----------------
Авторы Олег Смагин, ведущий психолог "Лаборатории мозга"
Елена Сереброва, генеральный директор
Ждем новой встречи с вами на нашемежегодном интенсиве в Британской Высшей Школе дизайна 26 января. 2019 г
Комментарии
Оставить комментарий