- Фото: Getty Images/Fotobank
В последние годы отношения человека с собственным мозгом напоминают работу с компьютером. Новые открытия нейрофизиологов делают нас все более продвинутыми пользователями — а кто-то даже мнит себя программистами или сисадминами. Мозг пробуют апгрейдить, настраивать, перезагружать, а то и выключать без губительных последствий. На самом деле, конечно, мы по-прежнему наивные «чайники» и остро нуждаемся в понятных пособиях по работе с мозгом.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей, из редакции журнала "Сноб" о нейропихофизиологии. В последние годы отношения человека с собственным мозгом напоминают работу с компьютером. Новые открытия нейрофизиологов делают нас все более продвинутыми пользователями — а кто-то даже мнит себя программистами или сисадминами. Мозг пробуют апгрейдить, настраивать, перезагружать, а то и выключать без губительных последствий. На самом деле, конечно, мы по-прежнему наивные «чайники» и остро нуждаемся в понятных пособиях по работе с мозгом.
О том, как мало мы знаем о мозге и о том, что в XXI веке нейрофизиология стала самой важной наукой, коротко и ясно говорит нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская Познание собственного мозга — дело безнадежное, говорит Черниговская, потому что мы беремся изучать свой мозг с помощью своего же мозга, а ни одна система не может изучать саму себя. Это дело опасное — потому что, если можно управлять памятью и вообще чужим сознанием, свобода личности оказывается под угрозой. И это дело необходимое, потому что мы должны знать, кто мы и какие опасности нас ждут.
Но не могут же только сложные философские вопросы, пусть и изложенные простым языком, стимулировать такое всеобщее внимание к содержимому нашей черепной коробки. Почему еще мозг стал такой модной частью тела? Во-первых, это красиво, сообщает Анна Карабаш, чей мозг снялся в кино. Тот же тезис о красоте наглядно подтверждает в своей лекции Генри Маркрам, руководитель проекта по созданию точной компьютерной модели человеческого мозга. Во-вторых, людьми движет понятный практический интерес. Ведь наверняка любой читатель признает, что его мозг порядком устал от бесконечных стрессов, штурмов и штормов — и нуждается в помощи.
О праве помогать собственному мозгу с помощью специальных препаратов активно спорят ученые во всем мире. Между тем, как пишет Маргарет Талбот (впервые ее статья была опубликована в журнале The New Yorker), таблетки для ума стали будничным явлением в американских студенческих кампусах. Спрос рождает предложение — и вот уже говорят о целом научно-прикладном направлении под названием «косметическая нейрофизиология».
Тем, кто не хочет употреблять IQ-допинг, ученые предлагают более безопасные и привычные методы, например фитнес. Но про фитнес все и раньше знали, сейчас просто появились новые доказательства, что гимнастика украшает не только тело, но и мозг Анны Карабаш. Как еще можно помочь мозгу победить напряжение и усталость, рассказала в интервью Сайан Бэйлок, автор методик борьбы со стрессом. Там же участники проекта «Сноб» делятся личным опытом: кто как справляется с нервами в момент экзамена, концерта или решающего удара по мячу.
Пробует разобраться с мозгом и Илья Колмановский — его статья «Странное чувство» посвящена интуиции и тому, как человек принимает решения. Выяснилось, что чувства лежат в основе любого повседневного выбора, даже если нам кажется, что мы приходим к решению путем рационального анализа. Более того, бессознательное решение рождается за несколько секунд до осознанного — гласят новые открытия ученых.
Открытий становится все больше, но нашего мозга не хватает на то, чтобы толком их осмыслить. Как мало мы на самом деле понимаем, доказывает удивительная история нейрофизиолога по имени Джилл Тейлор, опубликованная в самом первом номере журнала «Сноб». Эта женщина пережила инсульт, в результате которого убедилась, что человек может достичь просветления и блаженства. Но для того, чтобы рассказать об этом, ей пришлось заново научиться думать, читать и писать.
Комментарии
Оставить комментарий