Введение
Эта статья посвящена практике отпускания. Отпускание (letting go) — один из пяти необходимых внутренних навыков, наряду с осознаванием (awareness), проницательностью (insight), принятием хорошего (taking in the good) и использованием намерения (using the will).
Мы занимаемся практикой отпускания всякий раз, когда расслабляемся, освобождаемся от внутренних напряжений и болезненных ощущений (например, от беспокойства или гнева), принимаем всё не так близко к сердцу и отпускаем мысли, которые делают нас и других людей несчастными (например, перестаём критиковать себя или прокручивать в голове какие-то страшные ситуации, которые вряд ли произойдут).
Отпускание — это действие нашего ума. Это так же просто и естественно, как опустить салфетку в мусорное ведро. Например, на телесном уровне вы практикуете отпускание каждый раз, когда делаете выдох или принимаете ванну.
Самое важное состоит в том, что отпускание — это противоположность цеплянию, которое приводит к страданию. Именно поэтому отпускание стоит в одном ряду с медитацией и практикой внимательности.
В этой статье мы дадим несколько практических упражнений. Если во время выполнения какой-то практики вы почувствуете дискомфорт или некоторую «перегруженность», не стесняйтесь прервать её. Это занятия по тренировке внутренних навыков, а не психотерапия — и они не могут заменить заботу профессионалов о теле, уме или духе.
Кроме того, порой упражнения поднимают на поверхность какой-то теневой материал — особенно если в прошлом вы пережили травматичный опыт или сейчас у вас сложности в отношениях.
В первую очередь, позаботьтесь о себе. Как говорится: «Первое правило — не навреди». Не стесняйтесь прервать какое-либо упражнение, сознательно не погружаться в него слишком глубоко или выбрать для себя оптимальную глубину вовлеченности.
Также, если вы не можете сделать или осознать что-то, ничего страшного. Возможно, это знак того, чтобы быть осторожным и не торопиться с освоением конкретного материала. Или это может быть приглашением к тому, чтобы вернуться и исследовать его позже.
И заключительное предостережение. Курс «Тренируй свой мозг» включает в себя созерцательные практики. Мы обращаемся к ним не в целях религиозной пропаганды, а используем их в качестве инструментов для развития и личного благополучия (и нейронаука всё больше подтверждает их эффективность в этой сфере).
Из всех созерцательных традиций наиболее знакомымв для нас является буддизм, поэтому мы будем использовать буддийские термины. Но у нас нет попытки повлиять на ваши убеждения — вы можете отнестись к материалу так, как вам нравится. Как говорил сам Будда, «Всегда оценивайте все своим независимым умом. Убедитесь сами, что похоже на правду и что будет для вас полезным».
Для начала составьте список того, с чем вы бы хотели попрощаться.
К сожалению, есть множество вещей, которые не оставят вас, даже если вы скажете им «прощай!» Это могут быть назойливый зять или политический лидер, до которого вам нет дела. Поэтому наибольшая ценность состоит в том, чтобы составить список действий, качеств или вещей, от которых вы действительно можете избавиться, — например, напряжение в вашей спине, излишнее раздражение или привычка выпивать лишний бокал вина.
Теперь взгляните на свой список — если ли в нём что-то такое, что вы на самом деле не хотите отпускать? Например, посмотрите на каждый пункт и представьте, что могущественная сила вроде доброй феи, космического пылесоса, Бога или чего угодно ещё может заставить это явление исчезнуть из вашей жизни.
Спросите себя, действительно ли вы хотите, чтобы это случилось. Если ваш ответ «да», переходите к следующему пункту. Если же ваш ответ «нет», вычеркните этот пункт из списка.
И, если хотите, вы можете разорвать этот список и действительно отпустить все те пункты, которые в нём указаны. Вы можете мысленно сказать им «прощай» столько раз, сколько вы считаете необходимым и достаточным для того, чтобы все пункты из списка исчезли.
Попробуйте испытать подлинное освобождение от практики отпускания. Вы можете снова и снова говорить «прощай», представляя, как выбрасываете ненужные вам вещи в мусорную корзину.
Каким был для вас этот опыт? Что вы чувствовали, когда делали это упражнение? Что вы поняли и чему научились?
Когда мы думаем о том, чтобы отпустить что-то, важно принимать во внимание такое чувство, как отвращение. Когда нам что-то отвратительно, мы сопротивляемся, ненавидим или опасаемся этого.
Очень часто мы испытываем отвращение к тем вещам, людям, явлениям, которые хотим отпустить. Но как вы сейчас увидите, отвращение к чему-либо порождает множество проблем.
Итак, давайте рассмотрим, как появляется отвращение, какова его цена и как практиковать отпускание без отвращения.
Реакция отвращения в нашем организме — это результат глубоких эволюционных изменений в структуре нашего мозга, благодаря которым наши предки выжили и смогли передать свои гены дальше.
Например, ярким выражением отвращения — рвотой — управляют сети, которые находятся очень глубоко, в самом древнем отделе вашего мозга — расположенной в стволе головного мозга медулле, которую из-за её древности иногда называют «мозгом насекомых».
Если говорить кратко, то в наш мозг постоянно проникает информация из внешнего мира и запускает такие внутренние процессы, как мышление, ощущения, воображение, воспоминания, появление желаний, и так далее.
Эта информация постоянно оценивается по трём критериям в разных областях и сетях вашего мозга: полезно для выживания; опасно/вредно для выживания; не имеет значения для выживания. Под «выживанием» мы имеем в виду всё, что относится к жизни и смерти, а также всё то, что находится между этими двумя полюсами: сытость и голод, удовольствие и боль, тревога и уверенность, разочарование и удовлетворение, и так далее.
Информацию, полезную для выживания, мозг определяет как приятные чувства и эмоции. Опасную для выживания — как неприятные эмоции. Нейтральные — как нейтральные эмоции.
За окрашивание эмоций отвечает характерная область мозга — миндалина. Их две — маленькие миндалевидные узлы в центре мозга непосредственно связаны со стволом мозга.
Любопытно, что в традиции буддизма эмоциональное восприятие считается центральным человеческим переживанием, одной из Пяти скандх или Пяти составляющих человеческой личности, которые вместе составляют физическую реальность и наш опыт. Чувства как таковые должны быть одним из главных четырёх объектов медитативного осознавания (они называются Четыре основы внимательности — Four Foundations of Mindfulness).
Эмоции так важны, потому что мы живо реагируем на них: хотим притянуть к себе приятное, оттолкнуть от себя неприятное и заблуждаемся по поводу нейтрального. И всё это приводит к тому, что сначала мы страстно желаем чего-то, потом цепляемся за это, а затем страдаем.
Наши эмоции и наши реакции на них — это важная область, где современная нейронаука встречается с мудростью древних созерцательных традиций, и они обе глубоко обогащают друг друга. Об этом интересно размышлять и очень полезно практиковать.
Продолжим рассматривать эту тему с позиции нейронауки, потому что программа выживания, заложенная в мозгу животных (включая также и человека), настроена на то, чтобы избегать неприятного и наслаждаться приятным. Эти области и цепи мозга, формирующие позитивные и негативные эмоции, генетически запрограммированы воспринимать негативную информацию и реагировать на неё — и это тренирует их и дальше воспринимать и реагировать на негативную информацию.
Например, миндалина запрограммирована реагировать на мимику других людей, выражающую страх или отвращение. Эти сигналы об угрозе нашего выживания мы получаем от других членов нашего племени — или из наших телевизоров.
Между прочим, эта склонность к негативу в нашем мозге — причина того, почему так важно сознательно усиливать положительный опыт, наслаждаться им и принимать его. Это помогает скомпенсировать естественное стремление нашего мозга цепляться за негативные переживания и демонстрировать их другим, при этом совершенно не замечая позитивные переживания.
Так, чтобы мы могли выжить и оставить после себя внуков, матушка природа снабдила нас негативными реакциями. Но, как мы уже отмечали ранее, её не волнует, страдаем ли мы при этом. Негативные реакции — причина того, что мы испытываем страдания во многих ситуациях:
— Это может быть неприятный опыт сам по себе. С другой стороны, стоит отметить, что неприятные чувства могут привести к неприятию неприятных чувств. Это так называемые «контрафобические» реакции (то есть стремление противостоять ситуации, вызывающей неприятные чувства. Цель этого — возможность получать острые переживания, не испытывая при этом нежелательных чувств. — прим. пер.). Примеры такого поведения можно увидеть в некоторых основополагающих жизненных стратегиях, например, это «семёрка» в Эннеаграмме.
— Отвращение активизирует симпатическую нервную систему, ответственную за поведение «бей или беги». Она посылает водопад гормонов стресса по всему телу и буквально «забирает» ресурсы у таких долгосрочных процессов, как пищеварение или поддержание сильной иммунной системы. Как вы знаете, хронические стрессовые реакции имеют серьезные долговременные последствия как для психического, так и для физического здоровья. Например, хроническое отвращение, которое проявляется в виде враждебности, — это основная причина болезней сердца.
— Из-за отвращения мы начинаем выражать негативные эмоции, которые не самым лучшим образом влияют на окружающих и, таким образом, на нас самих.
— Зачастую это приводит к тому, что наши действия становятся импульсивными и резкими, реакции — слишком сильными, и этим всем мы наносим вред как себе, так и другим.
— В большой степени, отвращение отделяет нас от мира — мы занимаем позицию «против него», отделяем себя от мира. Из-за этого возникает болезненное внутреннее напряжение между «я» и миром, и это добавляет напряжения нашему “Я”, которое и так само по себе является источником страданий.
В отличие от отвращения, отпускание — в том смысле, который мы в него вкладываем — не включает в себя отвращение (хотя просветление, которое включает все, дает место и отвращению).
— Мы просто оставляем этого человека, явление, вещь, ситуацию и идём дальше. Отпускаем. Говорим «прощай» без злости и гнева. Выдыхаем. Выбрасываем ненужный мусор. Отказываемся. Отворачиваемся от плохого.
— Поворачиваемся к хорошему. Сажаем цветы. Двигаемся дальше.
В более широком смысле, здоровое отпускание также может означать:
— В первую очередь: не привязываться. Не воспринимать проблемы другого человека как свои собственные. Не предполагать, что вы в этом замешаны. Проводить границы между собой и другими людьми, событиями и явлениями.
— Твёрдо (и в то же время — без отвращения) отталкивать, отсекать или отказываться от неблагоприятного.
Отпустить — это не значит быть равнодушным, безответственным или безразличным. Вы можете по-настоящему заботиться о том, что важно для вас, и вас могут вдохновлять и мотивировать сердечные стремления, но в то же время вы не привязываетесь к результатам ваших мудрых действий.
В нашем мозге отпускание связано с тремя крупными областями, или системами. Понимание этих структур даёт вам ясность относительно трёх главных аспектов практики отпускания: выбор, высвобождение/расслабление, и пребывание с этим:
— Префронтальная кора, расположенная позади вашего лба (в особенности — за вашими глазами) принимает решение о том, что нужно отпустить, и передаёт сигналы в эмоциональные сети вашего мозга. Это запускает и поддерживает вашу решимость — некоторые называют это правильным или мудрым намерением. Эта область «выбирает» отпускание.
— Когда запущен так называемый водопад отпускания, активизируетсяпарасимпатическая нервная система, которая усиливает ощущение расслабления и блаженства, которое вы чувствуете во всём вашем теле. Симпатическая нервная система в это время угнетается. Это этап освобождения и расслабления.
— Передняя поясная кора, как и миндалина, расположена в каждом полушарии, по форме она похожа на палец и размещена близко к центру вашей головы. Она контролирует то, насколько хорошо вы справляетесь с отпусканием, и посылает предупреждающий сигнал, если вместо этого вы начинаете упорствовать и цепляться за этот объект. Эта область отвечает за “пребывание” в состоянии отпускания.
Во время практики отпускания эти области вашего мозга становятся вашими хорошими друзьями, они на вашей стороне. И поэтому хорошо бы поблагодарить их за это.
Напоминаю вам о том, что если в какой-то момент вы почувствуете дискомфорт, вы можете прервать упражнение и переключить своё внимание на что-то ещё. Также совершенно нормально игнорировать наши предложения и выбирать то, что сейчас более актуально для вас.
Теперь расслабьтесь и откройте (или закройте) глаза.
Сконцентрируйтесь на дыхании, особенно на том, как ощущается вдох и выдох внутри вашего тела. То, как вы вдыхаете прохладный воздух, и он идёт вниз, к вашему горлу, а потом выдыхаете теплый. То, как ваши лёгкие расширяются и сжимаются, и особенно это заметно в районе вашей груди. Вы продолжаете дышать и всё, что возникает в вашем сознании, просто протекает сквозь вас. Вы не цепляетесь за это и не испытываете к этому неприязни.
Сейчас обратите внимание на ваш выдох.
Почувствуйте или представьте, что вместе с воздухом вы выдыхаете всё то, что хотите отпустить. Например, телесное напряжение, или неприятные ощущения, такие как скрытое волнение или раздражение. Или нежелательные мысли и планы. Если хотите, на выдохе отпустите некоторые (или все) пункты из вашего списка.
Сейчас обратите внимание на то, как вы ощущаете дыхание во всём вашем теле. Всё ваше тело дышит, целиком и полностью.
Когда вы ощущаете всё ваше тело целиком, то вы можете войти в особое безмятежное состояние. Оно может приходить и уходить. И если оно покинуло вас, просто пригласите его к себе снова.
И теперь, если сможете, отпустите контроль за своим дыханием “из головы”. Позвольте вашему телу самому контролировать дыхание — точно так же, как это происходит, когда вы спите. Ваше дыхание может совершенно естественно замедлиться до необходимого минимума.
Отпустите всё своё тело. Исследуйте и отмечайте полный отказ контролировать своё дыхание. Полностью отпустите контроль. Просто будьте телом, которое дышит.
И в момент такого отпускания обратите внимание на то, что в это время остаётся и продолжается. Дыхание продолжается. Осознавание продолжается. Вселенная продолжает существовать. Ваше сердце продолжает биться. Вы остаётесь, даже продолжая практику отпускания.
Вы отпускаете свой страх отпускания…
И теперь, когда вы продолжаете практику, отпустите любой контроль за своим дыханием — настолько, насколько это возможно… позволяя ему просто быть… принимая все таким, каким оно является… отпуская любое усилие или любую борьбу… просто дыхание тела… осознавание… принятие…
Вы можете завершить это упражнение, когда захотите.
Что вы испытали во время упражнения? Чему вы научились, что поняли?
Главное, что следует запомнить: если вы перестаёте контролировать дыхание, то к вам приходит чувство глубокого отпускания.
Кстати, вам может быть интересно узнать, что когда вы обращаете внимание на внутренние ощущения в своем теле, а также когда вы осознаете всё ваше тело как единое целое, в вашем мозге активен островок Рейля.
Эта область мозга находится рядом с передней поясной корой, о которой мы говорили ранее, и подобно ей, есть два островка Рейля, по форме похожие на палец и расположенные близко к центру вашей головы. Поэтому островок Рейля тесно связан с областями вашего мозга, которые отвечают за чувственные, эмоциональные и исполнительные процессы.
Островок Рейля особенно сильно вовлечен в процесс под названием «интероцепция» — нашу способность воспринимать внутренние состояния своего организма. Интересно, что это и есть главная составляющая эмпатии: чем лучше человек осознает свои внутренние состояние, тем большую эмпатию он может проявлять. Именно островок Рейля активизируется, когда мы проявляем эмпатию.
Поэтому если вы хотите стать более чутким и проявлять большую эмпатию — или если ваши друзья, близкие, дети или коллеги хотели бы, чтобы вы проявляли большую эмпатию! — хороший способ сделать это — быть более внимательным к своим внутренним состояниям. На самом деле, чем больше вы это делаете (так же, как в йоге или медитативных практиках), тем толще становятся нейронные связи в островке Рейля.
Если не брать в расчет множество других преимуществ практики, простая внимательность к своим ощущениям помогает людям стать более чуткими.
Прежде чем мы начнём, я хотел бы также упомянуть, что есть множество путей и способов отпустить мысли, чувства, телесные ощущения или желания, которые могут доставлять вам неудобства или приносить проблемы.
Как вы уже, наверное, заметили, отпустить что-то одно означает встретить что-то другое (даже если речь идёт всего лишь о том пространстве, которое остаётся на его месте).
Фактически, когда мы понимаем, что что-то приятное может присоединиться к нам, то часто это помогает почувствовать себя комфортно и набраться мужества, чтобы отделиться от того объекта, который мы отпускаем.
Например, когда мы вспоминаем те чувства, которые испытывали к нам те люди, которым мы нравимся или которые любят нас, нам становится легче попрощаться с человеком, который нам не подходит.
В индуистской культуре люди, дававшие обет безбрачия, то есть отпускавшие эту часть своей жизни, назывались «Брахмачарья», что означает: присоединившийся к Брахме, проявлению Бога.
В каком-то смысле, когда мы соединяемся с благотворными намерениями и состояниями, нездоровые тенденции уходят из нашей жизни естественным образом.
Итак, давайте рассмотрим всё это на конкретных примерах.
Возьмите блокнот и ручку и подумайте о чем-то важном, что вы бы хотели отпустить — и для каждого из этих пунктов попытайтесь определить одну или более альтернатив, которые могли бы прийти на их место.
Вот некоторые основные явления, которые вы могли бы отпустить:
— Болезненные ощущения;
— Какие-то устойчивые явления, которые вам не нравятся, но которые нельзя изменить. В этом случае можно попробовать сдаться, просто и естественно. Например: Я сдаюсь перед глобальным потеплением, хотя я буду делать всё, что я могу… Я сдаюсь, как ребенок, которого когда-то отдали на усыновление… Я сдаюсь и соглашаюсь с тем, что мне уже 54 года…
— Желания, которые приводят к страданию;
— Подходы, планы, стратегии, которые просто не работают;
— Цепляние за вещи, которые меняются.
Поэтому уделите пару минут списку тех важных вещей, которые вы хотите отпустить, и подумайте, какие полезные альтернативы могут прийти на их место.
И теперь, вернитесь к каждому пункту, который вы отпускаете, и уделите минутку тому, чтобы почувствовать, как вы присоединяетесь к полезным альтернативам. Почувствуйте, как каждая из них оживает в вашей жизни, почувствуйте, что всё это уже полностью существует в вашей жизни. Отметьте, на что это может быть похоже. Какую пользу это принесет вам и другим людям.
И сейчас уделите время тому, чтобы спросить самого себя о каждом пункте, который вы отпускаете: Разве это я? Я есть этот гнев? Я есть эта тяга к сигаретам? Я есть эта тоска по любви? Я есть это беспокойство о нашем сыне? Это беспокоит меня?
Почему мы держимся за что-то вместо того, чтобы отпустить? В основном это происходит потому, что мы идентифицируем себя с этими вещами. Это моя точка зрения. Моя работа. То, в каком ряду мой автомобиль едет по шоссе. Мои чувства, мои мысли, мои желания…
А теперь исследуйте: разве это и есть я?
Здесь нет правильного ответа. Просто исследуйте и обращайте внимание, что подходит вам, и продолжайте выполнять то упражнение и делать то, что поможет вам отпустить.
Возможно, вам будет легче делать эту упражнение если вы вспомните те телесные ощущения, которые вы испытали ранее: дыхание без каких-либо усилий. вспомните чувство глубокого расслабления и покоя и спросите себя вновь: все те вещи, за которые я цепляюсь — это и есть Я?
И теперь, когда вы все отпустили, включая такие понятия как «я» и «моё», почувствуйте, что проявится для вас в этом освободившемся пространстве — какое глубокое исцеляющее воздействие это на вас оказывает.
Это может быть Любовь… целостность… Бог… природа Будды… чистое осознавание…
Полностью откройтесь всему благу, возникающему в этом пространстве, отдайте себя целиком и отпустите всё остальное.
Пребывайте в этом состоянии несколько минут… соединяясь с благом и открываясь ему… пребывая в нем…
Каким был для вас этот опыт? Что вы испытали? Что вы можете взять с собой? Чему вы можете научиться?
— Повернитесь к благому и здоровому, вместо того чтобы бороться с чем-то нездоровым. Просто больше не цепляйтесь за это. Сфокусируйте свое внимание на том, что вы сажаете цветы, а не боретесь с сорняками (хотя это может быть частью процесса посадки цветов).
— Глубокое, естественное телесное ощущение, при котором мы ни за что не цепляемся. Это наше состояние покоя, наша истинная природа.
— Отпустите цепляние за «я» или «моё».
Выберите месяц и попробуйте сконцентрироваться в этот месяц на практике отпускания. Если хотите, вы можете выбрать для себя какие-то ситуации, которые могут вам в этом помочь. Например, делайте небольшую практику отпускания каждый раз, когда звонит телефон, когда вы проходите через дверь или бросаете взгляд на часы, — например, вы можете сделать глубокий выдох.
И в заключении вспомним фразу известного учителя Аджана Чаа (Ajahn Chah): «Если вы отпустите чуть-чуть, то обретёте чуть-чуть успокоения. Если отпустите много, то обретёте большое счастье. Если вы отпустите полностью, то познаете абсолютное счастье».
Рик Хансон (Rick Hanson) — доктор наук, нейропсихолог и преподаватель медитации. Старший научный сотрудник научного центра Greater Good Science Center при Калифорнийском Университете в Беркли, писатель.
Ричард Мендиус (Richard Mendius) — доктор медицины, невролог, один из основателей Веллспрингского института неврологии и созерцательной мудрости.
Книга Хэнсона и Мендиуса «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии» (Buddha’s Brain. The Practical Neuroscience of Happiness, Love and Wisdom) стала бестселлером и переведена на многие языки мира, включая русский.
Перевод © Алена Нагорная для «Практики внимательности» http://vnimatelnost.com/
Комментарии
Оставить комментарий